Всего существует семь концепций маркетинга:
1) Производственная концепция маркетинга.
Необходимость совершенствования технологий и организации производства; увеличение объёмов и снижение издержек производства;
2) Товарная концепция маркетинга (10 годы XX века).
Основное внимание улучшению товара, повышению его качества при умеренных и доступных большинству ценах с перспективой на широкую реализацию товара;
3) Концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта).
50 годы XX века. Закономерный результат – развитие производственной и товарной концепций. На практике концепция приобретает форму навязывания покупки: для продавца важно заключить сделку, вопрос удовлетворения потребностей покупателя для него не существенен;
4) Концепция маркетинга (потребительская или марочная).
Новый в историческом смысле подход к организации предпринимательства:
– удовлетворение спроса и насыщение рынка по большинству товаров;
– усиление конкуренции, обострённой НТП и изменившим материально-техническую базу производства.
5) Концепция социально-этического маркетинга (70 годы ХХ века).
Предусматривает удовлетворение:
– запросов потребителя;
– требований фирмы;
– долгосрочных интересов общества.
6) Концепция экологического маркетинга.
Проблемы защиты окружающей среды в условиях использования ограниченных ресурсов. Учёт экологических аспектов деятельности фирмы и уровня экологической безопасности выпускаемых товаров.
7) Концепция маркетинга партнёрских отношений.
Непрерывный процесс определения и создания вместе с индивидуальными потребителями новых ценностей, а затем совместного получения и распределения прибыли от деятельности между участниками. Процесс формируется под такой конечный результат, который желает потребитель. Основой выхода на индивидуализацию отношений послужило развитие новых информационных технологий.