Базовая цена – исходная цена для определения стоимости фактически поставленного товара.
Ориентация на:
1) Собственные затраты. Когда цена устанавливается как результат понесённых затрат на единицу продукции в совокупности с предполагаемой прибылью;
2) Спрос. Когда фирма устанавливает цены, исходя из восприятия товара потребителе с учётом характера эластичности спроса по цене в каждый данный момент;
3) Конкуренцию. Когда цены устанавливаются с учётом уровня цен конкурентов и прогнозируемых перспектив их изменения.
Фирма, ориентируясь на цены конкурента, почти не учитывает факторы формирования цен с учётом издержек или изменения величины рыночного спроса.
Установление конечных (продажных) рыночных цен:
Методы дифференцированного ценообразования
1 Стандартные - сохранение цен неизменными в течение длительного периода времени
2 Меняющиеся - вынужденная реакция фирмы на изменение своих затрат или величины спроса
3 Единый прейскурант - одинаковая цена для всех потребителей
4 Гибкие цены - следствие взаимоотношений продавца и потребителя, имеющих возможность торговаться
5 Ценовая дискриминация - одинаковый товар на разных рынках по разным ценам
Методы конкурентного ценообразования
1 ценовые войны - следствие конкурентной борьбы между монополистами
2 цены снятия сливок - «престижные цены» на новый товар, где их приобретают не смотря на высокий уровень цен
3 цены проникновения - более низкие в сравнении с ценами конкурентов
4 цены по кривой освоения - компромисс между первыми и вторыми
Методы ассортиментного ценообразования
1 цена выше номинала
2 цена с приманкой
3 цены на сопутствующие товары 4цены на комплект 5цены на побочную продукцию 6неокруглённые цены
Эти цены основаны не столько на экономическом, сколько на психологическом восприятии цены.
Методы стимулирующего ценообразования
1 бонусные скидки – постоянным покупателям и посредникам в случая приобретения ими за определённый период определённое количество товара,
2 скидки на платёж наличными - потребителям, которые активно оплачивают счета,
3 скидки за количество закупаемого товара – покупателям, приобретающим большие партии товара,
4 зачёты - скидки с действующих цен (сдача старой вещи в счёт оплаты новой),
5 сезонные скидки - за несезонные покупки,
6 функциональные скидки - по разным торговым каналам за разные виды услуг (продажа, хранение, учёт),
7 демпинговые цены - средство недобросовестной конкуренции с целью увеличения продаж.
Маркетинговое ценообразование предполагает:
1) Понижение цены, возможное:
- в условиях расширившегося спроса;
- в условиях не расширившегося спроса, если издержки конкурентов велики и если воспринимаемая ценность товара выше, чем у конкурентов;
2) Повышение цен, возможное:
- в условиях роста спроса;
- при высокой загруженности производственных мощностей.
При формировании базовых рыночных цен нужно комплексное использование трёх методов:
1) Ориентация на затраты. Учёт затрат определяет нижний предел цены, которая обеспечивает рентабельность;
2) Ориентация на спрос. Определение верхнего уровня цены, который может значительно отклонить от реальных затрат;
3) Ориентация на конкуренцию. Анализ уровня конкуренции обеспечивает выбор наиболее подходящей цены для рыночной ситуации и возможность избежать конфликтов с конкурентами.
Выводы:
1) Сложность цены связана с разным её восприятием на корпорационном и маркетинговом уровне. На корпорационном уровне цена – фактор долгосрочной рентабельности, а на маркетинговом – индикатор маркетинговых усилий, завершающий процесс их формирования;
2) С помощью цены обеспечивается общее экономическое и психологическое восприятие товара потребителем. Определяются конкретные преимущества, приобретаемые потребителем на основе сопоставления выгода-цена;
3) Необходимость комплексного использование разных подходов ценообразования. Ориентация на:
- затраты позволяет определить нижний предел цены
- спрос позволяет определить уровень максимально высокой или низкой цены;
- конкуренцию позволяет определить цену реальной рыночной ситуации.
Наиболее предпочитаемая с точки зрения маркетинга при определении цены – ориентация на спрос.