Возникновение и эволюция концепции маркетинга.
Концепция – это определённый способ понимания трактовки некоторых явлений, основная точка зрения, руководящая идея для осуществления этих идей.
Концепция маркетинга – философия управления, которая способствует получению товарно-производственной прибыли посредством удовлетворения потребностей потребителей путём сосредоточения внимания на долгосрочном и гибком определении:
- сфера деловой активности;
- сфера рынка;
- целевых групп потребителей;
- главных стратегических целей.
Всего существует семь концепций маркетинга: 1) Производственная концепция маркетинга. Необходимость совершенствования технологий и организации производства; увеличение объёмов и снижение издержек производства;
2) Товарная концепция маркетинга (10 годы XX века). Основное внимание улучшению товара, повышению его качества при умеренных и доступных большинству ценах с перспективой на широкую реализацию товара;
3)Концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта). 50 годы XX века. Закономерный результат – развитие производственной и товарной концепций. На практике концепция приобретает форму навязывания покупки: для продавца важно заключить сделку, вопрос удовлетворения потребностей покупателя для него не существенен;
4) Концепция собственного маркетинга (потребительская или марочная). Новый в историческом смысле подход к организации предпринимательства: – удовлетворение спроса и насыщение рынка по большинству товаров; – усиление конкуренции, обострённой НТП и изменившим материально-техническую базу производства.
Для производителей приоритетной задачей становится изучении рынка и лишь после этого – налаживание выпуска товара соответствующего требованиям рынка.
Рынок покупателя – такой вид рынка, на котором спрос на товар ниже предложения, т.е. предложение превышает спрос. Покупатели имеют власть и более активным деятелем рынка является продавец. Характерные черты: – отсутствие дефицита;
– удовлетворительное качество товара;
– тенденция к снижению цен. Именно рынок покупателя является условием к применению концепций маркетинга.
Рынок продавца – такой вид рынка, на котором спрос превышает предложение. Продавцы имеют большую власть, более активный – покупатель. Характерные черты:
– наличие дефицита; – недостаток качества; – высокие цены.
5) Концепция социально-этического маркетинга (70 годы ХХ века). Предусматривает удовлетворение: – запросов потребителя; – требований фирмы; – долгосрочных интересов общества.
6)Концепция экологического маркетинга. Проблемы защиты окружающей среды в условиях использования ограниченных ресурсов. Учёт экологических аспектов деятельности фирмы и уровня экологической безопасности выпускаемых товаров.
7) Концепция маркетинга партнёрских отношений. Непрерывный процесс определения и создания вместе с индивидуальными потребителями новых ценностей, а затем совместного получения и распределения прибыли от деятельности между участниками. Процесс формируется под такой конечный результат, который желает потребитель. Основой выхода на индивидуализацию отношений послужило развитие новых информационных технологий.