Маркетинг: сущность, принципы и функции
Сущность маркетинга – удовлетворить потребности потребителя!
Принципы маркетинга
1) Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке через овладение его определенной доли;
2)Направленность на долговременный результат маркетинговой деятельности. С помощью прогнозируемых исследований и разработки товаров рыночной новизны;
3) Применение в единстве и взаимосвязи активного приспособления к требованиям рынка с одновременным воздействием на него.
Сущность маркетинга определяется его формулой: «Производить то, что находит сбыт, а не пытаться навязывать покупателю «несогласованную» с рынком продукцию».
Функции маркетинга
Существует четыре группы функций маркетинга:
1) Аналитические функции маркетинга предполагают изучение:
- рынка,
- потребителей,
- товарной структуры,
- конкурентов.
- изучение критериев рынка:
- ёмкость;
- соотношение спроса и предложения;
- географическое положение;
- изучение потребителей. Определение своей группы потребителей, то есть проведение сегментации рынка;
- изучение товарной структуры. Цель: определить соответствующий ассортимент, в том числе наличие товара, планируемого в продаже, а также требования, нормы и стандарты качества товаров;
- изучение компаний конкурентов:
- изучение товарного спроса и предложения на продукцию конкурентов;
- изучение их системы сбыта;
- прогноз на будущее о качестве товарной конкуренции.
2) Производственные функции. Имеют целью такую организацию технологически-производственного процесса, при котором выпускается продукция необходимого ассортимента и такого качества, которое отвечает требованиям потребителя. Осуществление производственных функций решает две основные задачи: А) внедрение НТП; Б) повышение конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность характеризуется:
- качеством товара (соответствие определённым стандартам);
- полезностью потребителю;
- суммарными затратами потребителя (ценой изделия и затратами на его эксплуатацию за время срока его службы);
3) Распределительно-сбытовые функции. Продвижение товара на рынок через создание собственного канала распределения: Прямые каналы – продвижение товара без участия посредников. Косвенные каналы – продвижение товара через торговых посредников.
Элементы распределительно-сбытовых функций:
А) транспортировка.
Б) система хранения.
В) сортировка товаров.
Г) Товарная политика.
Д) Ценовая политика.
Е) Рекламная компания.
4) Управленческие функции.
Предусматривают: - организацию планирования хозяйственной деятельности фирмы; - управление производством;
Планируются: - ассортимент продукции;
- сбыт и распределение;
- реклама и стимулирование;
- финансовые показатели;
- кадровое обеспечение.
При реализации управленческих функций используется контролинг (учёт и контроль на предприятии как системный мониторинг), и реинжиниринг (процесс оздоровления фирмы посредством подъёма инжиниринга на новый уровень).
Инжиниринг – это представление на коммерческой основе различных инженерных консультационных услуг.
Услуги предпроектного, проектного и послепроектного характера.
Рекомендательные услуги по эксплуатации, управлению, реализации и выпускаемой продукции.